Профилактика
коррупции
Ответственность
медицинских работников за коррупционные преступления в здравоохранении.
В последние
годы государство принимает активные меры для противодействия коррупции, в том
числе и в сфере здравоохранения. В практике нередко встречаются случаи
привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за преступления
с коррупционной составляющей. О некоторых видах коррупционных нарушений,
которые наиболее часто встречаются в медицинских учреждениях, рассказывает Никита Иванов, заведующий кафедрой
уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета
юстиции (РПА Минюста России), д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ.
Коррупция с
точки зрения закона
За коррупционные деяния в уголовном законодательстве предусмотрена
гораздо более серьезная ответственность, чем за правонарушения без
коррупционной составляющей, так как деяния в которых есть коррупционные
нарушения, считаются наиболее опасными.
Федеральный закон N 273-ФЗ «О
противодействии коррупции» определяет коррупцию, путем перечисления определенных преступных деяний: злоупотребление служебным положением, дача
взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп
либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и
государства в целях получения выгоды в
виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера,
иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное
предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
В законе одновременно
употребляются два важнейших термина, необходимых для правоприменительной
практики – это злоупотребление служебным
положением и незаконное использование лицом своего должностного положения.
Служебные полномочия более широки, чем должностные. Должностные полномочия
могут быть присущи только должностному лицу, а служебные – любому лицу, которое
выполняет свои профессиональные функции, к ним относится все, что входит в
профессиональные обязанности субъекта.
Помимо этого закона, существует Указание Генеральной прокуратуры РФ и
МВД России № 65/11/1 «О введении в
действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых
при формировании статистической отчетности», где в перечне №23 перечислены
преступления коррупционной направленности, с указанием конкретных параметров
коррупционных преступлений.
Так, первый критерий
коррупционных преступлений – наличие надлежащего субъекта. Субъектами таких
преступлений признаются должностные лица т.е. лица, которые обладает административно-хозяйственными,
организационно-распорядительными или властными полномочиями, а также лица,
выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях.
Выполнение организационно-распорядительных
функций связано с руководством коллективом, расстановкой и подбором кадров,
организацией труда или службы подчиненных, поддержанием дисциплины, применением
мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий и т.п. Например, в сфере здравоохранения организационно-распорядительные функции исполняют
главный врач, заместитель руководителя медицинской организации, заведующий
отделением и т.п.
Для административно-хозяйственных функций главными признаками являются
управление и распоряжение имуществом и денежными средствами, принятие решений о
начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением
материальных ценностей и т.п..
Таким образом, когда медицинский работник выполняет свои
профессиональные обязанности .т. е. лечит, оперирует, обследует и т.п. он не
является должностным лицом.
Вместе с
тем, если на врача возложено исполнение организационно-распорядительных или
административно-хозяйственных функций, то на этот период он считается
должностным, например, врач при выдаче листка нетрудоспособности, справки о
состоянии здоровья обладает организационно-распорядительными полномочиями и
может привлекаться к ответственности по коррупционным преступлениям.
Второй необходимый критерий преступлений коррупционной направленности
– связь деяния со служебным положением
субъекта, иными словами, злоупотребление полномочиями. Например, выписка
листка о нетрудоспособности за вознаграждение, или указание главного врача
подчиненному выписать такую справку без оснований. Если субъект использует
возможности своего положения, то он будет нести ответственность за
коррупционные преступления.
Третий признак – обязательное
наличие у субъекта корыстного мотива. Корыстный мотив заключается в том, что
субъект получает за свою деятельность мзду – деньги, услуги, ремонт
квартиры и т.п.
Четвертый критерий коррупционного преступления – обязательное наличие прямого умысла. Неосторожность при совершении
коррупционного преступления исключена. В
уголовном праве все деяния могут быть совершены либо умышленно, либо
неосторожно. При прямом умысле субъект осознает негативную сущность деяния и
желает его совершить.
Таким образом, к преступлениям коррупционной направленности относятся
противоправные деяния, имеющие все перечисленные выше признаки.
Взятка и
мошенничество
Наиболее
распространенной формой коррупции в медицинских организациях является
взяточничество. В сфере здравоохранения субъектами взяточничества выступают
исключительно должностные лица. Получение взятки квалифицируется по ст. 290 УК
РФ. И подразумевает действия должностных лиц, направленные на заведомо
незаконное получение материального вознаграждения за свое служебное поведение
или в связи с занимаемой ими должностью. Взятка может быть получена должностным
лицом в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или в виде незаконных
оказаний услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав
за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых
им лиц. Практикующие врачи наиболее часто привлекаются к
ответственности за получение взятки за выписывание «липовых» справок о
нетрудоспособности или документов о признании субъекта инвалидом.
Важно отличать взятку от других подношений. Например, подношение врачу
за удачную операцию не является взяткой, так как оперирующий врач не является
должностным лицом и получает мзду не за административные действия, которые
могут входить в его полномочия, а только за те профессиональные функции,
которые он исполнил. В данном случае врач не может быть привлечен к уголовной
ответственности за коррупционное преступление. Хотя при этом, в рамках
уголовной ответственности за подобные подношения может применяться статья 159 УК РФ «Мошенничество» в тех случаях, когда есть обман пациента, т.е. если медик ввел
пациента в заблуждение относительно сложности выполнения операции, возможности
использовать «уникальное» дорогостоящее оборудование, необходимости длительного
ожидания квоты и т.п. и получил мзду на за ее проведение, то он может быть
привлечен к уголовной ответственности за мошенничество.
Незаконное
распределение квот
Квоты на лечение выдаются в тех случаях, когда лечение финансируется
из бюджета субъекта РФ. Если нет оснований для получения квоты, но ее
оформляют – это является основанием для
привлечения к ответственности за коррупционное преступление должностного лица,
которое оформило данную квоту или оказывало давление на врачебную комиссию для
ее оформления.
В данном случае могут быть
применимы две статьи УК – статья 290 УК РФ «Получение взятки» и статья 285 УК
РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». По статье «Получение
взятки» медицинский работник будет привлечен к ответственности, если оформление
квоты обусловлено получением изначальной мзды. Для квалификации преступления по
статье 285 УК РФ «Злоупотребление
должностными полномочиями» тоже необходим корыстный или личный мотив, но он
может быть выражен в иных аспектах, например, повышение в должности за выписку
незаконной квоты.
Рядовой врач может
быть привлечен как соучастник преступления, если он находится в сговоре с
чиновниками департамента Минздрава и при обследовании пациента выписал
фальсифицированные документы, необходимые для получения квоты. Если врач не
имел никаких корыстных побуждений, не был в сговоре, то он не несет
ответственности
Подарки и пожертвования –
коррупция или нет?
В
гражданском праве существует институт дарения. Дарение – это разновидность
договора, благодаря которому одна сторона безвозмездно передает другой стороне
либо имущество, либо иные ценности, либо предлагает выполнить какую-либо работу
бесплатно. Статья 575 Гражданского кодекса содержит определенные запреты на
дарение. В частности, работникам медицинских организаций нельзя принимать
подарки от граждан, находящихся у них на лечении, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Такие образом,
согласно ГК РФ, подарок врачу от
благодарного пациента, приемлем, если его стоимость не превышает 3 тыс. рублей.
Кроме суммы, есть и другие ограничения на дарение. В ГК РФ указано,
что это должны быть обычные подарки.
Обычный подарок определяется не только его стоимостью (не более 3 тыс. рублей),
но и традиционностью обстановки.
Обычный подарок преподносится на юбилей, день рождения и т.п. Такова практика
понимания правоприменитялями обычности подарка.
Помимо дарения, в Гражданском кодексе содержится понятие пожертвование. По статье 582 ГК РФ. Пожертвованием признается дарение вещи или
права в общеполезных целях. В отличие от дарения, пожертвование возможно на любую сумму. Суть пожертвования состоит в
том, что жертвователь обусловливает пожертвования определенными
обстоятельствами. Например, пожертвование на закупку медицинского оборудования,
на покупку одноразовых перчаток и т.п... Условия
пожертвования могут быть любыми, но они обязательны должны быть указаны.
Жертвователь может признать пожертвование недействительным, если условия
пожертвования не выполняются, но может и не пользоваться этим правом.
Если медицинский работник,
обладающий должностными полномочиями, получил определенную сумму, но она
оформляется в виде пожертвования, то его нельзя обвинить в получении взятки.
Коррупционные действия в сфере
здравоохранения носят высокую общественную опасность и суд, и любой другой
правоприменитель относятся к ним особо.
И руководителям медицинских организаций следует предупреждать ситуации,
влияющие на возникновение коррупционных правонарушений
Материал подготовлен в рамках гранта президента Российской
Федерации, предоставленным Фондом президентских грантов (в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. No 30 «О грантах
Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского
общества»)